Вот уже 40 дней как с нами нет нашей мамы Тани.
Её душа окончательно улетела в неведомые нам дальние, очень дальние небеса. И, вероятно, покрывает отборнейшим матом небесную канцелярию за бездарно поставленный спектакль, коим является наша современная жизнь.
Чуть поутихло кваканье и тявканье в её адрес из смрадного, вонючего болота, именуемым театрально- и кинотусовкой. Кто-то всё же снизошёл до всепрощения и хороших воспоминаний; но удивительно и горько было читать опусы некоторых особо выдающихся представителей клоаки, в том числе и бывших друзей.
(Дед, мамин отчим, называл все тусовки более ёмким русским словом «шобла-ёбла». Мама, недолюбливая отчима, в какой-то степени таки продолжила его дело; только действуя более развёрнуто и таргетированно.)
(Ох, как бы она влепила мне сейчас за «таргетированно»! «Нет такого слова и быть ннне может!», сказала бы она, резко сворачивая разговор.)
Ну да ладно. Что с них взять, «бедных крошек». Отвечать будут в другой инстанции. Нам-то что их скулёж. Настоящие друзья и помогли, и пришли - спасибо вам всем💚
Да и пишу я не о великом писателе, критике и актрисе, которыми Татьяна Москвина без сомнения была. Тем более, её коллегам по цеху и так всё хорошо известно, и почти каждый из них уже составил и написал своё Авторитетное Мнение.
А пишу я о маме, о нашей маме, которая была и будет лучше всех на свете...
Поэтому я подумал, что надо как-то подать свой голос из недр Семьи. Тем более, так сложилось, что в нашей Семье маму дольше всех знал именно я. :)
С тяжёлым ли сердцем я пишу этот пост? Ну, а вы как думаете. Моё сердце - это в данный момент один самых целых моих органов. Болит и кричит всё существо, душа, мысли - ведь случилась самая натуральная катастрофа, из которой нашей семье пока что неизвестно, как выбраться.
Но что поделаешь. Ничего не поделаешь. А делать что-то надо.
...
Ну хорошо, решил я, значит, писать о маме как о маме.
Но что писать? Как писать? Во-первых, литературный мой талант, как и у многих, мягко говоря, скромен по сравнению с маминым. Моё дело - песни весёлые петь. А во-вторых - оказалось, это практически невозможно! Ведь как можно вырезать какие-то "особо запоминающиеся моменты", когда вся твоя жизнь была связана с мамой теснее некуда?
О, есть же и в-третьих. Любой, даже самый мелкий факт своей биографии, мама умудрялась так вкусно и с пылу-с жару подать, что они попадали в книги и расходились на цитаты. Поэтому невероятные истории о том, как она приносила меня маленького в институт - где, родив меня , всё ещё доучивалась - В КОРЗИНКЕ! Или описание бурной богемной жизни во время знакомства с папой - всё это уже давно хорошо известно всем.
Или нет? "Напишите в комментах", ха-ха. С удовольствием расскажу.
Ну, была не была! хоть как-то, наверное, попробовать можно.
...
Удивительное дело. Несмотря на резкий, взрывной, абсолютно непредсказуемый характер, не было человека любящее и добрее. Накричав и послав, максимум через полчаса она звонила-извинялась и уже строила планы, куда бы нам хорошо всем вместе сходить.
Столы на праздниках в нашем доме ломились от всего, что только можно вспомнить - разумеется, домашнего, доброго, вкуснейшего. Особенно почитала свою баранинку и рыбку, ну и, конечно, рюмку за разговорами о высоком.:) Только о высоком! Никогда, никогда в нашей семье не знали мелочности, утомительных мещанских тирад, попрекания копейкой. Или перевоспитывания и копания в секретах. Хочешь - скажешь, не хочешь - а я и так всё сама знаю.
Только с годами я понял, насколько нам всем повезло, ведь в семьях принято друг друга сжирать с костями и тапочками, как известно. Ничего этого, слава Господу, у нас и не ночевало.
Хочешь идти? Иди. Что нужно? Компьютер? Никогда не забуду, как, ещё проживая в Купчино в конце 80-х, мой капризный избалованный рот однажды выдал пожелание иметь компьютер на свой День Рождения. Выслушав всю горькую правду о себе, я с изумлением и восторгом спустя полдня зрел запыхавшуюся маму на пороге, которая держала под мышкой самый модный в то время компьютер "ДЕЛЬТА-С". (Ныне занимающий почётное место в Музее Ретро-Компьютеров в Голландии, у моих друзей.)
А под конец праздника, изрядно выпив с замечательными своими приятелями, на маму иногда резко накатывали самые тёплые дружеские чувства к людям, которых за столом не было. И она тут же, несмотря на наши протесты, принималась им звонить с целью эти дружеские чувства донести. А поскольку иногда случалось так, что речь после посиделок явно запаздывала за полётом мозга, то разговор получался в основном односторонним, и примерно следующего содержания:
-Гургургургургур!..
-Таня! Это ты!
-Бурбурбурбурбур...
Но на другом конце провода всё понимали и одобряли. Ибо это не просто гургургур, это Гургургур Татьяны Москвиной, выражающий всю любовь и уважение Мироздания!
...
Мы с мамой всю обожали лес, грибы и ягоды. Не просто съездить на природу проветриться, ооо нет. Это была страсть, мания, абсолютное помешательство - уходили на день за несколько километров, свисая над канавами и держась за ветки, чтобы сорвать заветный подберёзовик.
А когда грибам было ещё не время, галлонами собирали чернику и малину. В детстве у нас даже был любимый ритуал, под названием «Черничный Ам». Черничный Ам заключался в следующем: мамина горсть полностью наполнялась свежесобранной черникой, после чего маленький я должен был это всё за один присест с руки умять. За несоблюдение правил и проигрыш подразумевался какой-то штраф, типа пробежки вокруг осины или сбор дополнительного стакана ягод. Но нужно ли говорить, что все Амы были исполнены безукоризненно?))
И ведь оно с тех пор так и укоренилось. Ведь свои самые сильные впечатления и черты характера мы приобретаем именно в детстве. Поэтому всю жизнь все мамины подарки, помощь и поддержка так мною и воспринимались - как мамин Черничный Ам😊
...
Даже тиктокерам известно, что я учился на филфаке, на чешском отделении, и уже очень давно считаю Чехию своей малой родиной. А ведь если бы не мама, не было бы у меня такой малой родины!
История такая. Когда в универе был набор, попасть на «большие» языки, типа английского или там португальского, было совершенно нереально. Реальным представлялись какие-то более малые народы. Ломаю голову: Польша? Ну нафиг. Румыния, Болгария? Чё-то не уверен.
Спросил совета у мамы. Мама пожала плечами и сказала: "Может, чешский?" "Окей", пожал в ответ плечами я. И началась поразительная история любви и маленькой уютной страны - по которой я вот уже третий год скучаю неимоверно, сами-знаете-почему.
И только потом, уже на пятом курсе, мамина афера раскрылась.))
Оказывается, в её детстве, когда в Союзе повсеместно продавались польские журналы, сербские пластинки и венгерские Бог весть что, к ней попала чешская детская книжка Йозефа Лады "Детям". Лада - это, пожалуй, самый известный тамошний детский писатель и иллюстратор с очень ярко выраженным стилем; если вы когда-нибудь видели Швейка с картинками, то нарочито-мило-нелепые персонажи с круглыми лицами и треугольными бровями мимо вас пройти не могли. Книжка "Детям" хранилась в семье все эти годы. В этой книжке были рисунки, а под рисунками - короткие стихи на чешском языке. Мама, конечно, что-то там понимала, например незабвенное "Наш Иванек, то е кос, зтратил боты, ходи бос", но многое было ей неведомо.
И вот, спустя десятилетия, правда раскрылась. Мама сказала: "Сева. Я отправила тебя на чешское отделение только потому, чтобы наконец кто-нибудь когда-нибудь МНЕ ЭТО ПЕРЕВЁЛ!")))
Ах, хитрая мама.😁
И вспоминали мы это со смехом уже вместе в Чехии, где бродили, упивались пивечком, объедались едой и терялись в полусказочных видах.
А книжка эта до сих пор у меня)
...
До универа, ещё в школе, я увлёкся Ирландией. Это были дикие девяностые, когда из ирландского в России были только пара пабов в центре и грустные фолк-коллективы из трёх отчаявшихся баянистов. Поэтому, только завидев хоть что-то, напоминающее ирландское, я вопил и тащил за собой маму. Так случилось и с обнаруженным в Москве фестивалем ирландской сантехники.
Осмотрясь по сторонам и не заметив отличия ирландской сантехники от любой другой, моя храбрая защитница яростно налетела на продавца.
-Вот у вас написано - "Ирландская сантехника". А что же тут ирландского?! А?
Бедняга было пытался оправдаться тем, что имеется в виду лишь страна-производитель. Но его дальнейшей судьбе в этом разговоре можно только посочувствовать...
...
Перед тем, как я родился, мама утверждала: «У меня будет ребёнок, который будет любить музыку и математику!». С математикой вышел полный провал, а вот с музыкой она не ошиблась.
Но несмотря на любовь к музыке, учился в музыкальном училище я из рук вон плохо. Да не просто плохо - я уж и не знаю, был ли в истории ученик хуже меня.)) Ладно бы просто двоечник-троечник, тут было бы всё понятно. Но дневник мой зиял колами, нулями (!!!) и замечаниями - среди которых гордо и скорбно красовались пятёрки по иностранному языку и географии. Так уж вышло - если меня что-то интересует дольше, чем неделя, я все свои силы брошу на выгрызание и изучение предмета.
Оно бы всё и ничего, да вот школа была музыкальная, и очень серьёзная - а на все профильные музыкальные предметы мною высокомерно был положен большущий кожаный фагот. Плюс, чего уж там, воспитание семьи давало о себе знать - вёл я себя шумно, нон-стопом шутил (как я полагал), говорил что думаю, устраивал какие-то пранки и тусовки. Хорошо, хоть абсолютный слух помог продержаться аж до 9-го класса - учителя сольфеджио, скрипя зубами, засчитывали все мои диктанты. До сих пор жутко стыдно, простите меня, учителя родные.🙏
И вот, всё дошло до вызова мамы в школу. Завуч Ирина Николаевна очень долго читала морали: "Он конечно, и бескорыстный, и всегда поможет... Но вы видели его оценки? Это просто катастрофическая ситуация..."
(Сейчас, с высоты лет, думается мне - а не это ли есть самое важное? Бескорыстие, готовность придти на помощь? На Страшном Суде меня не спросят, что у меня было в третьей четверти по ОБЖ. Ну, да и Бог с ним.)
Так вот, долго-долго слушая наставления учителя, мама сохраняла абсолютное спокойствие. Затем, по окончании монолога, посмотрела на учительницу и сказала:
-Ну что же. Я всё поняла. Главное в этом деле - полная ясность!
Учительница улыбнулась и сказала:
-Теперь я вижу, что Севочка - вылитая мама :)
...
Ну, а чего говорить о её "уан-лайнерах", когда она одной фразой телепортировала неприятного собеседника прямиком в Вальгаллу? Вне зависимости от пола, возраста и социального статуса?
Заработав себе в подростковом возрасте паралич лицевого нерва, правый мамин глаз уменьшился, навсегда оставив характерный москвинский прищур.
Увидев однажды маму в гостях, какой-то маленький мальчик подбежал к своей и громко вопросил:
-Мама, мама! А почему у тёти один глаз меньше, чем другой?
Моя мама повернулась к нему и сказала:
-Мальчик. Хочешь, я тебе с правой стороны сейчас в**бу? Такой же будет.
...
Ну вот и как всё вспомнить? Ведь таких историй были сотни. Они были в нас, мы жили с ними, жили ими. Когда истории будут всплывать в памяти, я ими конечно же поделюсь с вами.
Всё ли было всегда у нас гладко? Да конечно нет. Как и в любой семье.
Мама была резкая? Чересчур прямая? Скандальная? Иногда невыносимая? Да, да, да. Но это были мелочи жизни - она была самая любящая, добрая, всепрощающая. Она была нашей Доброй Волшебницей - разгоняла тучи, колдовала астрономическое количество грибов, могла плавать в лесных озёрах и морях часами, собирала вокруг себя самых разных животных и птиц. Всё организовывала, готовила, собирала, даже когда вокруг творился хаос и адище. Всегда, всегда готовая придти на помощь тотчас же, молниеносно, и ничего не требуя взамен.
И вот нет больше у нас нашей Доброй Волшебницы.
Сидим втроём, папа, Коля - и плачем, плачем, плачем...
Первый День Рождения без мамы, первый Новый Год без неё, все праздники без неё.
Ужасно.
Висело ли оно всё в воздухе? Признаюсь честно, висело.
Навещая её в больнице, сердце сжималось от её состояния и условий. Но ведь это была всего лишь нога! а голова ясная, личность борцовая, готовая выписаться, немедленно вылечиться. Подумаешь, нога. И в голову не могло придти, что с мамой что-то случиться - уж с кем-с кем, а с Татьяной Москвиной точно всё будет в порядке. Так уж она себя поставила для мира.
Случилось. Ошиблись.
Но она знала, предчувствовала, что грядёт.
Ведь недаром же внимательная Ира Снеговая прочитала на поминках отрывок из маминой пьесы «Хорошая жизнь и прекрасная смерть Господина Д.», где главный герой чётко обозначает свой жизненный срок - «ну, скажем, 63 года». Ровно столько и прожила.
Да, и тот мой поход в июльском лесу...
Всё было чудесно, ведь чтобы плохо провести время у костра на природе, это надо сильно постараться. Но что-то пронзительное висело в летнем небе, между сосен, в озере. Было не объяснить. И когда я сидел у озера, мне на руку села очень маленькая, но очень красивая бабочка. Села и сидела - где-то минут двадцать. Не реагировала ни на один шорох, несмотря на все мои шевеления с целью фотографии и восторженные вздохи. Тогда я воспринял это как хороший знак.
Приехав в город к маме в больницу, я рассказал о бабочке. "Это, наверное, была Бабушка Кира!", вспомнив свою маму, улыбнулась она. "А какой она была расцветки? Бабушкиной любимой?" "Да нет", сказал я. "Какой-то такой фиолетово-лазоревой, очень необычной... да вот такой!", воскликнул я и показал на мамину подушку...
И вот, жизнь поделилась до и после фразы дежурного холодного звонка из больницы:
«У меня для вас печальные новости».
...
В самую кошмарную для нас первую неделю я включил на всю катушку наш с мамой любимый альбом любимой группы - Алиса "JAZZ". Группа эта для нас сакральная, так как мама - одна из первых алисоманок в стране (звучит дико, но если подумать, то не особо), и потом очень сильно задружилась с Кинчевым, с которым у них, конечно, полная духовная взаимность.
И вот слушаю я альбом и чувствую - он приедет на похороны. Приедет!
Приехал!
Надо было видеть лица посетителей Смоленского кладбища, когда на огромном чёрном не-знаю-чём с надписью АЛИСА на кладбище въехал Седой Вождь всея рок-н-ролла.:) И, конечно, в своём чёрном одеянии, со свечой в руке, стоя поодаль посередине с сомкнутыми губами, он был живописен до умопомрачения.
Спасибо вам, К.К. и Саша. Это очень много значило для мамы и всей семьи.🙏Солнце за нас!🤘
Да. Родилась на Смоленке, где так любила маленькая играть, и туда же и вернулась...
Всю жизнь жалуясь на отсутствие Солнца в свой День Рождения (2 ноября), мама умерла летом, ярким тёплым вечером, оставив нам на утешение ещё много солнечных летних дней, и ещё немножко покружив с нами.
А сейчас, когда она улетела, у нас впереди череда серых, скучных дней, во время которых справляться с горем куда невыносимей и тяжелей.
Случайно открытая переписка в телефоне = кошмар и слёзы.
Только и спасаться, что добрыми воспоминаниями, ну, и конечно, книгами и статьями - о, сколько нам предстоит перебрать, обнаружить, перечитать, переиздать!
Всем займёмся. Как придём в себя.
До свидания - нет, не прощай! - именно до свидания, наша родная любимая мама, наша Таня, великая, неповторимая. Наша Букла, как мы тебя почему-то когда-то назвали с маленьким братом. Самая Добрая Волшебница на свете! Мы всегда будем с тобой, и ты с нами тоже.
Я тебя очень люблю.
-Кто теперь будет обличать эту мерзкую тусовку?, кричат одни.
-Кто теперь будет изъясняться доступным, изящным, литературным языком?, вопрошают другие.
-Кто? Кто? Кто?
Да знамо дело, что никто. Это всё, конечно, замечательно, но у меня-то лишь один теперь вопрос:
Кто мне сделает Черничный Ам?
Теперь я сам.